Русский язык

 

Пишем сочинение 9.2

Структура сочинения-рассуждения 9.2

      1. Тезис.

      2. Аргумент — пример 1 + комментарий.

      3. Аргумент — пример 2 + комментарий.

      4. Заключение (по тезису).

      1. Тезис – это мысль, которую нужно доказать. В тезисе нужно коротко сформулировать своё понимание смысла указанного фрагмента.

      Ваша задача — объяснить смысл заданных строк. Обычно в задании дана цитата, которая содержит идею, основную мысль, текста, и дать объяснение не составит труда.

      При написании вступления можно использовать следующие речевые клише:

  •   Смысл последних строк текста говорит нам о том, что…
  •   Текст заканчивается словами: «…». На мой взгляд, речь идет о том, что…
  •  Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что …
  • Автор данного текста привлекает читателя к размышлению над вопросом…
  • По моему мнению, в указанном фрагменте выражена главная мысль текста, которая заключается в следующем: …
  • В этом отрывке автор говорит о том, что…
  • Смысл данного отрывка я понимаю так: …
  • В выделенной фразе автор выражает мысль о том, что…

     Не лишним будет употребление вводных слов: я думаю, я считаю, на мой взгляд, по моему мнению, мне кажется, я убеждён и т.д.

      2. Основная часть – доказательства (аргументы) + примеры из текста.

      В основной части аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента из указанного текста. Примеры должны

  • соответствовать тезису;
  • иллюстрировать мнение о смысле цитаты.

       Для включения в сочинение примеров-аргументов можно использовать следующие речевые клише:

  • Попробую доказать справедливость своего суждения.
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложениям …
  • Это подтверждают предложения …
  • Проиллюстрировать это мнение можно на примере текста (автор).
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что…
  • Своё мнение могу доказать на таком примере из текста.

        Возможно использование вводных слов во-первых, во-вторых.

     3. Вывод.

      Задача вывода – подвести итог размышлению, завершить работу, еще раз обратив внимание на самую главную мысль. Вывод должен быть логичным, не противоречащим предыдущему высказыванию

       В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу.

Пишем сочинение-рассуждение 9.1

Примерный алгоритм написания

сочинения-рассуждения 9.1 (на лингвистическую тему)

I. Вступление

  • Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или  филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания).
  • Известный лингвист ( или филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или  пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания).
  • Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что «…» (вводится цитата).
  • Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата).
  • Я (полностью) согласен с…
  • Не могу не согласиться с…
  • Я разделяю точку зрения…
  • Я поддерживаю мнение…

   Используйте

  • глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что…;
  • вводные слова: по мнению…, по словам…

II. Основная часть

     Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:

  • Попробуем разобраться в смысле этих слов…
  • Я согласен с этим высказыванием…
  • Как можно понять это высказывание?
  • Попробуем объяснить данное утверждение…
  • Это высказывание я понимаю так: …
  • Что имел в виду писатель (учёный)?
  • О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
  • Как понять смысл этих слов?
  • Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
  • Задумаемся: что стоит за этими словами?
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
  • Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям…
  • Мне кажется, что здесь речь идёт о…
  • Я считаю, что…
  • Я понимаю эти строки так: …
  • Я думаю, что…
  • Речь идёт о том, что…

 Введение примеров

  • Попробую доказать справедливость своего суждения…
  • Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … текста.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении…
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
  • В подтверждение приведу пример из предложения … текста.
  • Рассмотрим предложение …
  • Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения … текста.
  • Предложение … подтверждает мысль о том, что…

   Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…

   Во-первых, автор пишет в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения … — … также доказывают, что…

   III. Заключение.

  • Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
  • Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…
  • Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).

   Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише:мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

Пишем сжатое изложение

Сжатое изложение

Как писать сжатое изложение?

Во-первых, вспомним, что такое изложение.

Изложение – вид работы, в основе которого лежит устный или письменный пересказ исходного текста. Сжатое изложение – это краткая, обобщенная передача содержания исходного текста.

В сжатом изложении необходимо максимально отразить содержание первоначального текста, минимально используя речевые средства.

Сжатое изложение – это первое задание, которое вам предстоит выполнить на ОГЭ по русскому языку. Это задание призвано проверить навыки информационной обработки текста.

Согласно критериям оценивания сжатого изложения,

необходимо выполнить следующие задачи:

     1) Передать основное содержание прослушанного текста, не упустив ни одной микротемы;

     2) Применить не менее одного способа сжатия текста;

     3) Написать работу без логических ошибок и нарушений абзацного членения текста (примерный объем 90-110 слов).

Прослушивание текста

    Самая сложная задача — запомнить и записать текст.

    Исходный текст воспроизводится дважды. Между первым и вторым прочтением у вас будет 3-4 минуты на осмысление текста.

    При первом прочтении попытайтесь понять суть текста, его основную проблему. Проследите за развитием микротем, запомните их положение и последовательность.

    Между записями оставляйте просветы: это даст вам возможность (при втором прочтении и редактировании) вставлять слова, словосочетания и даже предложения. Постарайтесь составить план, формулируя в виде тезиса каждую микротему.

    При втором прочтении проверьте, правильно ли вы запомнили последовательность раскрытия темы и рассуждений автора. Дополните свои записи.

Микротемы

    В процессе прослушивания текста необходимо мысленно разделить его на составляющие части — микротемы.

    Микротема — содержание нескольких предложений, объединенных одной мыслью. Микротема является частью общей темы текста и, как правило, представляет собой отдельный абзац (или несколько). В тексте сжатого изложения следует отметить все микротемы исходного текста, иначе оценка будет снижена.

Способы сжатия (компрессии) текста

    Смысл сжатия текста в том, чтобы оставить главную информацию, сократив второстепенную.

Существует три языковых способа компрессии текста: исключение, обобщение и упрощение (замена).

1. Исключение

•   вводных слов;

•   однородных членов предложения;

•   повторов;

•   однотипных примеров;

•   риторических вопросов и восклицаний;

•   цитат;

•   деталей, содержащих второстепенную, несущественную информацию;

•   пояснений;

•   рассуждений;

•   описаний;

•   слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.

2. Обобщение или объединение

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• частей предложений;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений;

• ряда предложений, связанных одной мыслью;

• частей предложений;

• конкретных, единичных фактов, событий, явлений.

3. Упрощение (замена)

• однородных членов обобщающим словом;

• сложного предложения – простым;

• части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;

• прямой речи – косвенной;

• части текста одним предложением;

• части предложения местоимением и т.д.

Практическая работа № 2

Практическая работа по сжатию текста изложения

  Используя различные способы сжатия текста, напишите сжатое изложение (тексты для удобства уже разделены на абзацы)

 
 

Запоминалки по правилам русского языка

«Запоминалки» – это короткие мнемонические фразы, облегчающие запоминание информации путем образования искусственных ассоциаций.

Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё. 
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем. 
НОПРСТУ – погуляем по мосту. 
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща! 
ЪЫЬ – не запомнятся никак. 
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

Безударные гласные в корне слова

Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!

***

В городе Бордо,
на улице Бордовой, 
закат бАгряный и бАгровый.

***

На вЕранде  вЕтер
На вИтрине Игрушки.

***

ТрОлль шел по трОтуару, кОт съел кОтлету.

Буква Ы после Ц в корне слова

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.

Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»

Грамматика

Для верного определения начальной формы глагола:

вид не менять, -СЯ не терять.

***

Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему
.

Дефис в неопределенных местоимениях

То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.

***

Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки 
не позабудь 
Написать через дефис, 
Как предлог со словом из.

(из-за, из-под)

Автор:Анатолий Дядченко

***

Кое, либо, то, нибудь 
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.

***

Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!

Инверсия

Слов в предложении порядок неправильный – 
Вот что инверсия значит такое.

Н и НН в прилагательных

Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин  – пиши Н один!

Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.

Надевать и одевать

Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.

Названия падежей

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку. Иван Родионович, Дайте Вашу Трубку Покурить! Иван Рубил Дрова, Василиса Таскала Поленья. Иван Рубил Дрова, Варвара Топила Печку. Иван Родил Девочку Верочку, Толстенькую, Пузатую.

Наречия на шипящую – исключения

Уж замуж невтерпеж.

Непроизносимые согласные в корне слова

И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!

***

Интересно: 
Не чудесно, не прекрасно, 
А ужасно и опасно 
Букву Т писать напрасно.

***

Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.

***

До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.

Носки и чулки

Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.

Последовательность знаков препинания

Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».

Слова с буквой «ять»

Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.

 

Согласные

Все согласные глухие в предложении:

Степка Фец, хочешь щец?

или:

– Степка, хочешь щец? 
– Фи!

Все согласные звонкие в предложении:

Где жизнь была в мире + й

 

Спряжение глаголов

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть.

Гнать, держать, смотреть и видеть,
Дышать, слышать, ненавидеть,
И зависеть, и вертеть,И обидеть, и терпеть –Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.

Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, терпеть,

И зависеть, и вертеть.

***

Слышать, видеть, ненавидеть,
И зависеть, и обидеть,
Гнать, держать, терпеть, вертеть,
А еще дышать, смотреть!

 

Ударение в словах

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!

***

ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,
Чтоб ты запомнить верно смог.

ЗвонИт и говорИт.

***

Фёкла красная, как свЁкла!

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

***

Ударение в слове щавель:

Срубили ель, сорвали щавЕль.

***

Не говори катАлог, а только каталОг. А твОрог? Можно твОрог, а можно и творОг!

***

ФенОмен звонИт по средАм,
ПринЯв договОр по годАм,
Он Отдал экспЕртам эскОрта
ХодАтайство аэропОрта.

***

Ударение в слове шарфы:

Как у нашей Марфы
Есть в полоску шАрфы!

***

Я взял муку и взял творОг – 
Испек рассыпчатый пирог.

 

Удвоенные согласные

Количество С в слове искусство: 1/2. 
На первом месте – одно, на втором – два.

 

Чередующиеся гласные в корне слова

Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,Значит, в корне буква И.

***

Если после корня — А, В корне будет И всегда.Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!

***

СКАК напишем только так,
СКОЧ без описать невмочь.

 

Члены предложения

Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:

Семь вопросов – просто чудо, 
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?

1. Тема "Звуки и буквы" ЗДЕСЬ
 
2.  Готовимся к диктанту (2 класс) ЗДЕСЬ
 
3. Готовимся к диктанту (продолжение)  (2 класс) ЗДЕСЬ

4. Готовимся к диктанту (продолжение) (2 класс) ЗДЕСЬ

5. Урок "Правила проверки непроизносимых согласных" ЗДЕСЬ

6. Толковый словарь: что это такое? (упражнение) ЗДЕСЬ

7. Урок развития речи. Текст-описание. ЗДЕСЬ

8. Урок развития речи. Текст-повествование ЗДЕСЬ

9. Тест "Состав слова" №1 ЗДЕСЬ
 
10. Готовимся к контрольному тесту "Правописание орфограмм корня" (3 класс)  ЗДЕСЬ

11. Готовимся к итоговому диктанту за 1 четверть (3 класс) ЗДЕСЬ

12. Повторяем правописание приставок (3 класс) ЗДЕСЬ

13. Готовимся к итоговому диктанту за 2 четверть (3 класс) ЗДЕСЬ

14. Готовимся к диктанту за 1 полугодие (3 класс) ЗДЕСЬ

15. Тест "Имя существительное" (3 класс) ЗДЕСЬ

16. Тренажёры "Падежи" (3 класс) ЗДЕСЬ

17. Урок "Повторяем признаки имен прилагательных" (тренажёры) ЗДЕСЬ

18. Игровое упражнение "Где наречие?" ЗДЕСЬ

19. Тест "Проверь себя" 4 класс 3 четверть ЗДЕСЬ Урок 86

20 Сочинение-описание по картине И. Левитана "Март" ЗДЕСЬ
 

Тема "Звуки и буквы"

 


2 класс. Готовимся к диктанту.



Урок "Правила проверки непроизносимых согласных" 
 
 

Напоминалки по русскому языку

 
 
Как запомнить важную информацию? Как всё не перепутать и не забыть? Как всё разложить по полочкам? Человеку часто необходимо сделать "узелки на память". Такими помощниками могут стать таблички-запоминалки по различным предметам. 
Ниже я размещаю такие запоминалки-напоминалки. Их можно скачать себе на компьютер и распечать, а можно заходить в блог за помощью. Эти запоминалки - прототип нашей с вами тетради Секретов, которую мы ведем со 2 класса. Только здесь запоминалки яркие и красочные. Надеюсь, что они вам тоже помогут.
 
 
За идею и помощь в создании данной страницы хочу поблагодарить Пожилову Ольгу Александровну. Именно на её сайте нашла  такие замечательные картинки-напоминалки. (адрес сайта https://pozhilovaolga.ucoz.net/)
 

Напоминалки по русскому языку